НЕВАРЕНТАЛ
Аренда аудиовизуального оборудования
Радиомикрофоны. Обзор ассортимента

Микрофонные радиосистемы

Изобретённые в середине двадцатого века радиомикрофоны давно стали нормой для эстрадных выступлений. Сегодня эта техника шагнув со сцены, помогает людям в решении бизнес-задач, на корпоративных и семейных торжествах и других мероприятия, где важен качественный звук и мобильность. Разнообразие производителей беспроводных микрофонов здесь мы не будем рассматривать, а остановимся на особенностях эксплуатации этих устройств на примере модельного ряда компании Shure, которая по праву является признанным профессионалами лидером в области беспроводных решений и микрофонов в целом.

С точки зрения потребителя радиосистемы можно разделить на 3 вида по конструктивному исполнению (на самом деле этих видов больше, но в основном это специальные решения для узкопрофессиональных задач):

  • петличная с внешним передатчиком
  • головная с внешним передатчиком
  • ручная

Итак, это лавальер или «петличка» и головной радиомикрофон, обиходное название - «гарнитура» и ручное исполнение. У каждого вида есть свои преимущества. Например, петличный микрофон часто можно заметить (если постараться) на телеведущих и участниках различных телевизионных шоу. Главное его свойство – оставаться незаметным, ведь в определенных ситуациях появление микрофона, к примеру, в кадре телепередачи, нежелательно. Головное исполнение используется, когда пользователю нужны свободные руки или необходимо активно двигаться. И головной, и лавальерный микрофоны используют специальный трансмитер, отдельное устройство в составе радиосистемы, которое обычно закрепляется на поясе пользователя. Очевидно, что эти модели предназначены для индивидуального использования и оперативно передать их другому пользователю довольно сложно. В то же время, ручной вокальный радиомикрофон имеет встроенный передатчик. Таким образом, его можно свободно передавать другим участникам мероприятия, что позволят решать с его помощью довольно широкий круг задач, особенно когда участниками являются, в том числе, и зрители.

Ручное исполнение
Петличный форм-фактор (лавальер)
Гарнитура с оголовьем

Остановимся более подробно на минимальном комплекте оборудования необходимом для эксплуатации ручной вокальной радиосистемы. Она представляет собой комплекс из нескольких законченных приборов. Первое – это микрофон. Его задача – преобразовать звук в электрический сигнал. Как мы уже говорили, в ручном исполнении он объединен с передатчиком. Задача которого транслировать полученное от микрофона в виде радиосигнала. Второе устройство в системе – это ресивер или базовый блок. Он принимает радиосигнал и преобразует его обратно в микрофонный аудио сигнал, который можно уже подать на звукоусиливающую аппаратуру, например на вход микшерного пульта или активную акустику.

Ресивер серии Shure UHF-R
Ресивер серии Shure ULX

Не редким является случай, когда несколько радиосистем эксплуатируются в одном помещении. Здесь мы не имеем в виду концерты или иные мероприятия, где поставщиком арендных решений является одна организация. Но это весьма распространённая практика на выставках – каждый экспонент может использовать беспроводное оборудование и комплект звукоусиления, если это не запрещено регламентом выставки. Очевидно, что курьезы, связанные со звучанием собственного голоса из чужих колонок (и что самое обидное - чужого голоса из своих), могут здорово подпортить впечатления о выставке у участников и гостей. Это происходит, когда две радиосистемы работают на одной радиочастоте. Безусловно, производители радиомикрофонов предусмотрели подобные случаи. Даже самые простые решения, такие как Shure PG24/PG58 позволяют выбрать радиочастоту посредством органов упралвения на передающем устройстве и базовом блоке. В данном случае из 10 возможных вариантов. Для простоты эти каналы обозначены цифрами от 0 до 9. Естественно, канал, установленный на ресивере, должен соответствовать каналу на передатчике. Существуют и более продвинутые решения, у Shure это серии PGX (до 12 каналов), SLX и ULX (8 частотных групп по 12 каналов в каждой), UHF-R (6 частотных групп по 47 каналов в каждой). Перечисленные серии обладают сканерами частот для определения свободного канала, а так же функцией облегченной настройки передатчиков на обнаруженную ресивером незанятую радиочастоту – базовый блок и передатчик имеют дополнительную инфракрасную связь для обмена этими данными.

Ресивер серии Shure PGX
Ресивер серии Shure SLX

Важным вопросом так же является электропитание радиосистем. Базовый блок, как правило, располагают в непосредственной близости к бытовой электросети и блок питания, предоставляемый в комплекте, обеспечивает его работу. В то же время передатчик питается от батареек, что и обеспечивает главное достоинство радиомикрофонов – мобильность. В зависимости от модели могут использоваться батарейки формата АА или 6F22/6LR61 типа «Крона». Мы предоставляем клиенту в комплекте с оборудованием требуемые элементы питания. Спецификация производителя говорит о 8 часах работы от одной батареи типа 6LR61. Однако очевидно, что реальные условия отличаются от лабораторных. Множество факторов, таких как расстояние от передатчика до базового блока, зашумленность радиоканала, даже громкость голоса выступающего, все это влияет на срок работы. Поэтому, в определенных обстоятельствах, мы настоятельно рекомендуем пользователям заранее позаботится о дополнительном комплекте батареек.

На этом первую часть рассказа о микрофонных радиосистемах мы хотели бы закончить. Будем рады получить какие-либо вопросы по теме, вынесенной в заголовок статьи, чтобы ответить на них во второй части, которую мы планируем к публикации. Кроме-то того, хотим напомнить, что нашим клиентам доступна и персональная помощь специалистов компании, от консультаций по телефону до круглосуточного технического обслуживания мероприятий. Благодарим за внимание.