НЕВАРЕНТАЛ
Аренда аудиовизуального оборудования
Заказать обратный звонок
 
Монтаж видеопроекционного оборудования

Установка проекторов и проекционных экранов

Видеопроектор всегда был и остается достаточно популярным устройством для оснащения переговорных комнат и конференц-залов. Это средство визуализации, обладающее рядом преимуществ, может служить долго и безупречно как в офисе компании, так и дома – домашние кинотеатры с каждым днем становятся все ближе к продуктам массового спроса. И вот, как раз вопросы монтажа, установки видеопроекционного оборудования в жилых помещениях и в офисах мы рассмотрим в этом материале.

Домашний кинотеатр, проектор в переговорку - кто смонтирует?

Монтаж видеопроекторов

Выбор места монтажа

Некоторая часть помещений, где нам приходилось монтировать видеопроекцию, уже обладала законченной чистовой отделкой. Т.е. все ремонтные работы были завершены. Более того, проектор был уже приобретен и клиент желал, во что бы то ни стало, установить его в конкретном месте в комнате. Честно признаем – мы не волшебники. Хотя все что сказано – это все же уникальный случай. Чаще клиенты не пропускают этап проектирования, и все кабели удается спрятать в стены, а оборудование подобрано под конкретное помещение и запросы клиента. Почему это так важно? Вполне законное желание – получить в итоге качественное изображение, четкое, с насыщенными цветами и непременно заполняющее всю поверхность экрана. Нюанс в том, что характеристики оптической системы в силу законов физики не могут обладать абсолютной универсальностью и параметры оптики необходимо подбирать под конкретное помещение. Здесь, очевидно, потребуется помощь специалиста, только так можно будет точно согласовать место монтажа и положение проекционной поверхности с тем, чтобы картинка, например, не имела геометрических искажений. Конечно, производители проекторов обеспечили установщикам определенное пространство для маневра – как правило, оборудование обладает возможностью оптического зуммирования (уменьшения-увеличения размеров изображения) или корректировки «трапеции» (вид геометрических искажений). Однако, эта возможность скорее нивелирует погрешности в установке, чем является панацеей, позволяющей установить видеопроектор под любым углом к экрану и на любом расстоянии от него.

Класс: инсталляционный или портативный?

Важную роль играет класс проектора. Прослеживается даже явная параллель между классом и областью применения. Пользователи, желающие установить оборудование у себя дома как правило выбирают модели портативного класса, в то же время коммерческий сегмент – организации – выбирают для конференц-залов и переговорных видеопроекторы инсталляционного уровня. Помимо существенной разницы в цене эти аппараты обладают еще и рядом возможностей, например, повышенная мощность светового потока, сменная моторизованная оптика допускающая сдвиг изображения без смещения проектора, в отельных моделях корректировку геометрии для проекции на криволинейную поверхность, возможность «сшивки» изображений от нескольких видеопроекторов, управление с помощью программно-аппаратных средств, например, посредством PJ-Link или RS-232.

Инсталляционный видеопроектор
Портативный видеопроектор

На этом фоне потенциал портативных моделей кажется скромным – коррекция только вертикальных трапециевидных искажений, исключительно ручные настройки оптики – фокуса и зума. Однако стоит учитывать, что зачастую оборудование размещается стационарно и перемещать его не планируется, поэтому изображение настраивается один раз и потому нельзя считать их скромный функционал недостатком.

Корректировка трапециевидных искажений и скейлирование

В идеальном случае, необходимо размещать видеопроектор относительно экрана так, что не пришлось вносить в изображение дополнительных корректировок, чтобы скомпенсировать его «трапециевидную» форму, к примеру. Этот вид искажений появляется, когда свет от проектора падает на полотно не под прямым углом. К сожалению, это объяснение причин возникновения таких искажений не строго истинно, но нам не хотелось бы перегружать статью фундаментальной физикой. А почему так важно избежать корректировок? Потому что такие искажения корректируются «цифровым» способом. Это значит, что наш аппарат уменьшает количество пикселей задействованных в формировании изображения так, чтобы визуально изображение казалось геометрически правильным. Т.е. по сути, в исходное изображение вносятся искажения. Именно поэтому, правильным при планировании места инсталляции является такое взаиморасположение компонентов видеопроеционной системы, чтобы коррекция трапециевидных искажений не потребовалась.

Отклонение оси проекции по вертикали порождает «вертикальную трапецию»
Проецирование изображения - искажения геометрии очевидны
Искажения вносимые проектором для компенсации нарушений геометрии

Другим важным моментом является соответствие разрешения видеосигнала подаваемого на проектор характеристикам его физического разрешения. Конечно, все современные устройства обладают внутренним скейллером, функция которого - привести разрешение подаваемого видеосигнала к разрешению, которое видеопроектор способен показать в силу особенностей своих характеристик. К примеру, его физическое разрешение 1024х768 точек. Это не значит, что видеосигнал формата FullHD (1920х1080) он не способен показать. Просто изображение будет уменьшено таким образом, чтобы его ширина составляла 1024 пикселя, а высота - 768. Эта корректировка происходит так же цифровым способом, т.е. исходное изображение искажается. Кстати, обратите внимание, в примере выше соотношения сторон в физическом разрешении 4:3 (1024х768), а видеосигнала – 16:9 (1920х1080). Скейлер попытается сохранить исходное соотношение сторон изображения, поэтому в данном случае зритель увидит неосвещенные поля сверху и снизу, а видимое изображение по вертикали будет размером 576 пикселей.

Монтаж экранов

Форм-факторы

Как можно определить проекционный экран? Что это такое? Это ровная светлая поверхность, на которую проецируется изображение. Прежде всего, хочется обратить внимание на слово «ровная». Эта характеристика, пожалуй, самая важная, от нее зависит, будет ли изображение искаженным из-за того, что поверхность недостаточно ровная. Да, полимерное полотно любого экрана, даже очень качественного и дорогого, со временем коробится, перестает быть ровным. Кстати, хорошим признаком тут является вес – на него напрямую влияет толщина полотна, при большей толщине оно менее подвержено короблению. Кардинальным решением являются модели с постоянным натяжением. Их конструкция предусматривает фиксацию с четырех сторон – сверху, снизу, справа и слева. Это диктует необходимость в жесткой рамной конструкции, которая, как правило, является неразборной, т.е. монтируется стационарно, и убрать ее с глаз можно только загородив чем-нибудь, шторами или сдвижным панелями. Есть варианты с корректировкой натяжения. Как правило, такие экземпляры достаточно велики, от 3 метров в ширину. Экраны меньшего размера, а так же такие, которые хотелось бы убирать по мере необходимости, обеспечивают натяжение полотна под действием собственного веса. Поэтому здесь в так же справедливо правило – чем тяжелей – тем лучше. Большинство обеспечивает натяжение только по вертикали, однако есть модели, которые растягивают полотно и по горизонтали. Кроме того, настенные экраны бывают моторизованными. Как видно из названия, они имеют в своей конструкции мотор – электродвигатель, с управлением от проводного или беспроводного пульта – позволяющий выдвигать или убирать полотно. Напоследок необходимо упомянуть модели напольного монтажа. К этой группе можно отнести мобильные конструкции типа «трипод» - на треноге, а так же те, что можно смонтировать в нишу на полу или в мебели.

Характеристики полотен проекционных экранов

Иногда, из желания сэкономить, заказчику хочется просто использовать вместо специального оборудования ровную белую стену. Одной из основных причин, почему не стоит так делать – коэффициент усиления проекционной поверхности. Дело в том, что она редко отражает свет как зеркало, где угол падения луча равен углу отражения, т.к. спроектирована таким образом, чтобы отражать свет проектора в направлении зрителя. Но все же полотно неинтеллектуальный прибор и не может само определить, где находиться источник света, а где сидит зритель. Поэтому подбор в каждом конкретном случае – задача специалиста. Кроме полотен для прямой проекции существуют полимерные материалы и для обратной. Термины «прямая» и «обратная» здесь характеризуют положение проектора относительно экрана и зрителя. Когда и зритель, и видеопроектор находятся с одной стороны от экрана, проекцию называют прямой, а вот когда экран находится между зрителем и проектором, проекция называется обратной. Итак, для обратной проекции требуется специальное полотно. Еще одна задача, встречающаяся не так уж редко – спрятать акустику от глаз зрителей. В этом случае система звукоусиления располагается за экраном, а в качестве полотна используется акустически прозрачный материал. Кстати, о ровной белой стене. На рынке существуют разработки специальной краски. После нанесения на стену поверхность становиться по свойствам аналогична традиционным проекционным полотнам.

Заключение

Как видите, оборудование помещения видеопроекцией, установка проектора и экрана – сложный процесс, включающий с себя множество нюансов, о которых может быть в курсе только квалифицированный специалист. Обладая необходимыми знаниями и навыками, инженеры и монтажная группа компании Неварентал всегда готовы предложить наилучшее решение для любого помещения и любого бюджета. Обращайтесь к нам, и ваши гости будут поражены вашим домашним кинотеатром, а ваши деловые партнеры – инновационными решениями в конференц-зале.